БРЮГГСКОЕ

БРЮГГСКОЕ

С чего начинать вязать брюггское кружево — советы и мк новичкам

Без определенной практики и опыта по составлению узоров из тесьмы сложно самостоятельно разработать и выполнить полное изделие. Важно понять принцип создания таких кружев и пользования схемами.

</a>»>

Тесьма
Традиционно тесьма для брюггского кружева образуется вязанием рядами из 4 столбиков с накидами из 6—7 воздушных петель для поворота и перехода на следующий ряд. Ниже разобраны основные приемы вязания такой тесьмы.

Вяжем прямую тесьму по схеме справа налево с поворотом в конце ряда. Набрав 11 воздушных петель, вяжем 4 столбика с 1 накидом на первых четырех воздушных петлях цепочки. В конце каждого ряда, провязав 6—7 воздушных петель, выполняем поворот вязания. Столбики при провязывании прикрепляются под обе полупетли столбиков предыдущего ряда. Это простая узкая тесьма, имеющая вид простой ленточки. По каждому краю ее небольших дужек (арочек) из воздушных петель. Расстояние от одной арочки до другой равно высоте ряда столбиков . Можно расширить тесьму за счет большего количества столбиков с накидом.

Более широкая тесьма получается, если между столбиками с накидом разместить арку из 2—3 воздушных петель или чередовать их по рядам, как показано на схеме.

Если взять две соседние дужки одной стороны тесьмы, соединить их вершинами, то тесьма изогнется в сторону этих дужек. Если соединим три смежные дужки, то наклон увеличится. Изогнутые узоры получаются путем соединения в основном 4 боковых арочек из воздушных петель одним столбиком без накида. Во избежание образования бугорков при скруглении тесьмы вяжут вместо 4 столбиков с накидом укороченные к центру по высоте ряды: 2 столбика с накидом, 1 полустолбик с накидом, 1 столбик без накида. Так вяжут 6 рядов, после чего соединяют предыдущие 3 внутренние арки, подхватив их крючком. В результате тесьма образует поворот под прямым углом. Вязание укороченными по высоте столбиками и соединение арочек крючком лишь фиксирует этот поворот .

How to Crochet Bruges lace Как вязать Брюггское кружево крючком 6

Величина угла, образуемого изгибом тесьмы, зависит от числа соединяемых арочек или фестонов. Для образования равностороннего замкнутого треугольника можно соединить большее количество арочек: 4—5 .
Более точное определение угла поворота и размеров тесьмы зависит от ширины самой тесьмы, от направления поворота и от высоты столбиков, выбранных для образования тесьмы. Изменить наклон тесьмы в другую сторону можно, соединив арочки с противоположной стороны («вилюшка»).

Один из наиболее эффектных, но сложных элементов брюггских кружев — зигзаг, или змейка, где чередуются различные углы и повороты. Причем разнообразие в практически монотонные повороты вносят цветочные мотивы «паучки». Тесьму можно выкладывать с образованием спирали, с перекрещиванием, можно обрывать, начиная новую на основе боковых столбиков готовой тесьмы, как показано на схеме.

Когда узор требует выполнения поворота на 180° и возврата тесьмы параллельно другой тесьме, соединяем серединой 4-й дужки предыдущие три, затем вяжем прямо, прикрепляя дужки (арочки) в процессе вязания к дужкам рядом лежащей тесьмы.

отсюда

ИСТОЧНИК

БРЮГГСКОЕ

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кружева. Часть 1. Шантильи, Валансьен, Брюггское кружево, Алансон (аленкон)

Наткнулась на Бейбиках на серию чудесных постов про кружево.
Перетяну сюда. Спасибо огромное автору, Александре! Оригинал поста здесь.

Увлечение антикварными куклами повлекло за собой и изучение антик-материалов. Кружево — это само по себе красиво, на кружево я могу любоваься, как на картину. А так же — это материал и вдохновение для новых кукольных нарядов! Валансьен, алансон — как мурлыканье ласкает слух… Но мне захотелось разобраться в видах кружев, и систематизировать их. Рассчитываю на помощь бывалых!
Начну, пожалуй, с Шантильи.
Названо по французскому городу Шантильи – центру тонкого изящного шелкового кружевоплетения.
Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, и т.д. Но попадаются и миниатюрные изделия — различные наколки, вуалетки и носовые платки. Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повто­ряющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.

Дальше — Валансьен.
Данный тип кружева зародился в городе Валансьен во второй половине ХVII века. В ХVIII веке появились различные характерные черты создания основы данного кружева. Различают 2 разновидности: «Валансьенское кружево Брюгге» и «Валансьенское кружева Ипра». Разница в форме петель сетки — основы. Первое характеризуется сеткой из круглых петель, а сетка второго имеет характерные квадратные петли. И тот и другой виды основы очень прочные и создаются при помощи переплетения четырех нитей.
Части плетеного полотна создаются из цельных петель и окружаются кольцом маленьких отверстий, которые применяются при создании узоров композиции, чтобы придать легкость самому кружеву. Вся композиция в основном состоит из узоров, навеянных природой: цветы, листья и животные.
Кружево валансьен – тончайшая работа мастериц, которая прославилась отсутствием любого рельефа благодаря тому, что узорный рисунок плетется одновременно с сеткой. Можно заметить некое сходство узора валансьенского кружева с рисунком тюлевых занавесок. В Валансьене производилось узкое и широкое мерное кружево, которое использовали для украшения беседок, каретных окон, различных элементов одежды, например, манжетов, подола платья или рукавов. Также плелось и штучное кружево: дорожки для декорирования храмов, женские и мужские воротники, невесомые шали.
Пожалуй, это самое часто встречающееся кружево в пошиве одежды антикварным куклам. Так как очень часто используются детские крестильные платья (щедро, или скромно, но обязательно украшенные куружевом валансьен)… Кружево из хлопковой нити. (Информацию о хлопке вынесла, в основном, из описаний лотов на eBay и ЯМ. Очень хотелось бы подтверждени или опровержения от мастеров долго имеющих дело с кружевом валансьен!)

Теперь очередь Брюггского кружева.
Техника данного вида кружева была придумана мастерицами бельгийского города Брюгге в 18 веке на основах фламандского кружева.
В старину кружево служило для украшения одежды и интерьера, и стоимость его была высока. Это связано с тем, что техника создания такого кружева очень сложная. Брюггское кружево плетется на коклюшках. Коклюшки — это деревянные палочки с тонкой шейкой для наматывания нити. Число коклюшек для плетения кружева может доходить до 50 шт.
Характерным отличием именно брюггского коклюшечного кружева является широкой извивающейся как бы тесьмой, из которой и создаётся орнамент. А тоненькие нити создают основу полотна.

Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь!

Дальше самый загадочный, или загадочные вид/ы кружева: Алансон и Аленкон. Есть у меня подозрение, что это одно и тоже, только в разных транскрипциях (по французки Алансон пишется так — Alençon).
Алансонское кружево — вид классического игольного кружева или шитый иглой гипюр. Производилось в Алансоне (Франция) с середины 17в. до конца 19в. Мелкий растительный узор выполнялся иглой по сетчатому фону правильной формы. В 18в. появилось А.к. с растительным рисунком на тюлевом фоне.
Процесс работы над кружевом алансон начинался так: накалывался узор на плотный бумажный рисунок, далее следовала «трассировка» — линии узора обводили плотной нитью. Потом самые мелкие стежки разрезались, чтобы освободить готовую вещь. Эта «обводка» плотной нитью, по-моему, и является отличительной чертой алансонского кружева.

БРЮГГСКОЕ

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

История рукоделий: такие разные кружева

Оно поражает всех своим разнообразием и цветом, оно прославило на весь мир и целые страны, и крохотные деревушки, оно ценилось на вес золота, не раз угрожало разорением могущественным державам и, наоборот, спасало от нищеты, а в Англии даже было предметом контрабанды. Вы догадались, что это? А речь всего лишь о кружеве.

А вот сформулировать, что же такое «кружево», оказывается, не так и просто. В Энциклопедии Брокгауза и Эфрона 1907-1909 года дано такое определение: «Кружева — сетчатая ткань из плетеных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шелковых). Различают кружева, шитые иглою, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные».

И правда — общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей, причем узор может быть самым разным — геометрическим, цветочным, содержащим бытовые мотивы и узоры-обереги. Кружево с незапамятных времен используется в декоре одежды и для украшения нижнего белья, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал.

Кружева разделяются по технике исполнения. Кружева бывают: шитые иглой — игольные, point а l’aiguille, и плетеные на коклюшках (dentelle aux fuseaux) или при помощи челнока (фриволите). Один из исследователей кружевного дела, Гастон Лебретон, говорит, что «первая из этих категорий относится ко второй, как кованое железо к литому чугуну». И тут же добавляет, что с первых еще времен своего существования в новой Европе, кружево нитяное, шитое иголкой, было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, употреблялось более всего мелкой буржуазией и народом.

Кроме того известно кружево узелковые (макраме) и вязаное — на спицах или крючком. Причем, крючок для кружева может быть как коротким — так вяжутся немецкое, филейное, брюггское, ирландское кружево, ретицелла и гипюр — особый вид венецианского кружева с рельефным узором, так и длинным, его применяют для тунисского, афганского и викторианского кружев. Иногда к крючку прилагается специальная вилка — и в результате тоже получается кружево!

Узор ретицелла или point couppe из книги Винчоло Les Singuliers et Nouveaux Pourtaicts. 1609 г., репринт издания 1587 г.

ВЯЗАНИЕ ЖИЛЕТА.КАК СВЯЗАТЬ.КРУЖЕВО.ГОТОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ.БРЮГГСКОЕ КРУЖЕВО.УРОК ПО ВЯЗАНИЮ.

Королева Елизавета Богемская в платье с воротником в технике ретицелла с изображением английского королевского герба. Неизвестный художник. 1613 г. Национальная портретная галерея (Лондон)

Английская женщина в платье с воротников в технике ретицелла и с накрахмаленными жёлтыми манжетами. Ок 1614-1618 гг.

А вот плетутся кружева при помощи точеных палочек, называемых коклюшками, на которые наматываются нити. Коклюшки бывают самой различной величины, толщины и формы, в зависимости от толщины ниток и традиций той страны, где кружево производится. Узор для кружева сперва рисуется сначала на толстой бумаге или пергаменте и протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых задерживается и скрепляется нитка. Эти рисунки называются «сколками». Сколки накалываются на специальную подушку, которые бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого кружева. Например, в Бельгии употребляют очень маленькие и плоские подушки, похожие скорее на пяльца. В Барселоне подушки очень длинные, а в Байе – очень широкие, требующие для работы до 600 коклюшек. Самые большие подушки, называемые «альмофадос», употребляются португальскими кружевницами. Они похожи на африканские барабаны, и размером, и способом применения — ведь их ставят в специальные корзины между ног мастериц, так, чтобы верхний край оказался на уровне кистей рук.

Подушка, сколок, коклюшки

Историки до сих пор не пришли к окончательному и единогласному решению вопроса: откуда именно ведет свое происхождение кружево? Одни полагают, что кружево происходит по прямой линии от вышивок золотом, серебром, шелком и шерстью, которыми любили украшать свои одежды и ткани все народы, начиная с самых древних времен. И правда, и кружевницы, и вышивальщицы часто воспроизводят в своих работах очень похожие узоры, что позволяет считать кружева потомками вышивки и плетения.

Кружево — это довольно древнее искусство — сведения о кружевах дошли до нас из глубокой древности. Еще в Библии говорится о легких, прозрачных, богато вышитых тканях, которыми украшали храмы и одежды священнослужителей. На некоторых египетских мумиях можно встретить одежду с сетчатой каймой и вышитым по ней узором, похожие мотивы можно увидеть на египетских фресках, в похоронных склепах, где парадные одежды украшены петельчатыми ажурными орнаментами, а в Эрмитаже хранятся небольшие куски древнеегипетской материи, покрытые искусною и тончайшею вышивкою, по технике напоминающей вышивку, выполненной тамбурным крючком.

Древние римляне и греки тоже владели мастерством создания кружев, так на найденной в прошлом столетии в Портичи (территория современной Италии) статуе Дианы, выставленной сейчас в неаполитанском музее, край одежды украшен сеткой с богатыми разноцветными вышивками, напоминающими кружево.

Согласно другой версии, кружевное искусство берет свое начал с востока, так считают, что итальянцы научились искусству вышивания кружев от сицилийских сарацинов, а испанцы — от севильских мавров. Подтверждением этой теории может служить то, что в старинных печатных книгах, датированных началом XVI века, многие узоры для кружева называются «мавританскими» (moresco) и «арабскими».

Однако большинство исследователей едины во мнении, что кружевоплетение родилось из счетных ажурных вышивок, которыми так любили украшать свои одежды все народы и во все времена, а особенно — в средние века. Тогда же появилась вышивка на маленьких квадратиках ткани, напоминающей канву. Такие вышивки назывались по-французски «filet» — сеточка или «lacis» — сеть, лабиринт, откуда, вероятно, и происходит английское название кружева – «lace».

Топ крючком «Белый завиток». Техника Брюггское кружево. Мои вязаные изделия.

Кружевное искусство стало приобретать громкую славу, когда в Италии появились первые кружева, шитые иглой. И особую роль сыграла тут мода на большие воротники, окружавшие шею в несколько рядов и носившие название «фрез». Их начали украшать по краю фигурными зубчиками, придумав для этого специальный прием — «punto in aere» (стежки в воздухе). Именно они стали первыми образцами европейского кружева.

Воротники «фрез»

Особенно славилась своими шитыми кружевами Венеция — из рук венецианских мастериц выходили очень изящные, а значит и чрезвычайно дорогие кружевные вещицы. А местные художники, в угоду богатым заказчикам, изощрялись в изобретении новых рисунков. Издавались многочисленные сборники узоров, среди которых рисунки известных итальянцев Антонио Тальенти (1528), Николо д’Аристотели (1530) и Джованни Антонио Вавассоре (1530).

Италия. XVII в.

Венецианское кружево

По части кружевного искусства с Венецией того времени успешно соперничали и другие города Италии, в первую очередь — Генуя. Местные мастерицы плели изящные белые и черные гипюры, а также — кружева на коклюшках с золотыми и серебряными нитками. Искусство выделывать золотые нитки, известное этрускам, развилось в Италии в XIV в., и Генуя стала первым городом, за нею последовали Лукка, Венеция и позже Милан. Первые кружева, изготовленные в Милане, относятся к 1493 г., здесь преимущественно производились шелковые кружева с золотой и серебряной ниткой, пользовавшиеся огромной популярность как по всей Италии, так и в других европейских странах.

Миланское кружево

В городке Альбиссоле процветало производство кружев из разноцветных шелков, сбывавшихся преимущественно в Испанию, в Кадикс, Мадрид и Севилью. До наших дней сохранились сколки тамошних кружевниц, выполненные на пергаменте и помеченные 1577 годом.

В XV веке искусство изготовления кружев из Италии попало в Испанию, где первые упоминания о о шитых золотых и серебряных с разноцветными шелками кружевах датируется 1492 годом. Центрами испанского кружевного мастерства стали Барселона, Валенсия и Севилья. В Барселоне, кроме того, плели белые и черные кружева.

Хулио Ромеро де Торрес (1874-1930). Испанка в чёрной кружевной мантилье

Кружевные края на мантильях испанки красиво называли «зубцы кастаньет»- puntas de castanuelas

Пристрастие испанского населения к кружеву было так велико, а затраты населения на их приобретение так значительны, что король Филипп III в 1623 году своим указом запретил носить кружева. Не смотря на столь драконовский закон, кружевное ремесло в Испании процветало до середины XVII века. О его масштабах позволяет судить документ 1745 года, повествующий о захвате английским крейсером французского судна, следовавшего из Испании с грузом золотых и серебряных кружев, стоимостью в 100,000 фунтов стерлингов.

Аналогичный запрет на ношение кружев в 1749 г. издало и правительство Португалии, заимствовавшей моду на кружева от Испанцев. Однако, после страшного землетрясения 1755 г. близ Лиссабона этот запрет был отменен, и считается, что именно кружевное производство позволило поднять экономику страны и улучшить благосостояние населения в пострадавших районах. Что примечательно, кружевницами в Португалии были преимущественно монахини и знатные дамы.

Ян Минсе Моленар. (Нидерланды, 1610-1668). «Кружевница»; Сальвадор Дали. «Девушка из Фигераса». 1925 г. Театр-Музей Дали в Фигерасе

А вот родиной плетеного коклюшечного кружева считаются Нидерланды. По данным археологов женщины в Нидерландах носили головной убор из кружев уже в XIV веке. Другим доказательством этого факта можно считать картину Квентина Матсиса, размещенную хорах в церкви св. Петра, в Лувене и датированную 1495 годом. На ней изображена молодая девица, занятая плетением кружев на коклюшках. В Нидерландах кружевному промыслу, с самого начала его появления, придавали очень важное значение, был даже издан королевский указ, предписывающие в обязательном порядке изучать этот вид рукоделия в школах и монастырях. Позже, это искусство буквально спасало от нищеты многие семьи и целые провинции.

Фламандское кружево «Малин». XVIII в.

Фламандское кружево «Англетер»

Главной особенностью Голландских, а позже и Бельгийских кружев является использование для их изготовления тонкой льняной нити, что и принесло фландрским кружевам заслуженную славу. На картинах фламандских мастеров всё чаще стали появляться ажурные кружевные воротники.

Страсть фламандцев к растительным и цветочным мотивам находила воплощение и в кружевных узорах:: во всех кружевах, изготовлявшихся в Голландии, Брюсселе (Брабанте), Генте, Брюгге, Куртрэ, Бинче, Валансьене-Ипер, Мельхене и др., преобладающим мотивом рисунка являлись цветы, очень натуралистично исполненные, а орнаменты служили лишь дополнением к ним.

Брюссельское кружево

В XVII веке нидерландские кружева всецело завладели сердцами и рынками Европы. В 1530 году флорентинец Франческо Пеллегрина издал для французского королевского двора сборник узоров, посвященный королю Франциску I. В этом сборнике были помещены узоры, представляющие переход от полотна с выдернутыми нитками и с вырезанными и затянутыми нитками местами к воздушным стежкам, т. е. настоящему кружеву. Французские вельможи украшали кружевами не только части женского и мужского туалета, но и сапоги, мебель и даже внутренность экипажей.

Кружева были так популярны, что на их покупку тратились целые состояния, это вынудило правительства в Англии и Франции, испугавшихся оттока денег за границу, запретить дальнейший ввоз кружевных изделий.

Так в 1660 году министры Людовика XIV, Мазарини и Кольбер, убедили короля издать эдикт, строго запрещающей ввоз в страну иностранных кружев. В то же время Кольбер решил развить и довести до совершенства кружевную промышленность в самой Франции, где об искусстве изготовления кружев в те годы ничего не знали. Его старания, энергичные и настоятельные, положили начало целой отрасли промышленности. Таким образом возникли крупные кружевные центры в Дюкене, Иль-де-Франсе, Реймсе, Седане, Шатотиерри, Лудене, Кане, Гавре, Байё, Диеппе, Тюне, Валансиене, Аржантане, Лилле и т. д.

Французское кружево «Валансьен». 1740 г.

Для обучения местных мастериц по словам Вольтера, были приглашены 30 мастериц из Венеции и 200 из Фландрии, а также закуплены образцы кружев из Италии и Нидерландов. Способные ученицы быстро усвоили технику производства, и очень скоро французские кружева приобрели громкую всемирную славу. Успеху способствовало и выгодное положение Парижа, постепенно превращавшегося в столицу Европейской моды.

Кружево шантильи

Тогда же было решено наладить собственное кружевное производство в Англии, для чего в 1662 г. английский король Карл II выписал из Брюсселя несколько кружевниц. Но это искусство не прижилось на землях туманного Альбиона, и голландское кружево продолжало ввозиться в Англию, но уже контрабандой. Из кружев местного производства известностью пользовался вид довольно тонкого гипюра, производимый в городе Гонитон, а также ирландское шитое кружево из Лимерика, называемое «Jesuit’s lace» — «шнурок иезуита».

Английское кружево

А вот в Шотландии кружева приобрели популярность во времена царствования Марии Стюарт. Она сама была кружевница и даже сочиняла узоры для кружев, состоявших из цветов, зверей и птиц.
Кстати, именно в Англии изобрели механическое производство кружев: в 1768 году рабочий по имени Гаммонд придумал способ производства гладкого тюля на простом вязальном чулочном станке. И хотя резальтат этого был далеко не идеален, он совершил переворот в кружевной отрасли. В 1809 году появился станок Хеткота, позднее усовершенствованный Морлеем. И только в 1837 году применение системы Жакара стало считаться началом эры машинного производства кружев.

Немецкое кружево

В Германии и Швейцарии плетеное кружево стало известно в 1530-х годах, судя по сборнику рисунков, напечатанном в Цюрихе Христофором Фротоверном в 1536 году. После Французской революции туда перебрались мастерицы из Франции, что способствовало развитию отрасли. Вскоре кружевные мануфактуры появились в Ганновере, Нюрнберге, Аугсбурге, Лейпциге, Ансбахе, Эберсфельде и Гамбурге. Но немецкие кружевницы только подражали работам других мастеров — фламандским кружевам, брюссельским или Шантильи, поэтому и не вошли в историю ни оригинальными названиями, ни славой.

Макс Либерман (Германия). «Кружевница». 1881 г.; Eduard Charlemont (Австрия). «Кружевница». 1889 г.

Распространению кружевного мастерства на севере Европы способствовала, как ни удивительно, церковь. Так в Финляндию это искусство завезли францисканские монахами, с целью помочь материальному положению населения. Не удивительно, что центрами производства местных кружев становились . мужские монастыри, например, католический монастырь в Раумо.

Вязание крючком для начинающих. Брюггское кружево 3

В Дании плетение кружев было введено эмигрантами-реформатами, в 1515 г. Первоначально они плели кружева для себя, но постепенно они стали предметом торговли. Их распространению более всего помогали коробейники, разносившие кружевные изделия по городам. Центром кружевного промысла в Дании стал городок Шлезвиг. Чтобы поддержать «местного производителя», в 1683 г. датский король Христиан IV издал указ, предписывающий дворянству носить местные кружева, иностранные же полагалось предавать диффамации. Что характерно, у датских мастериц все узоры имели свои имена: «петуший глаз», «паук», «лира», «труба», «перья» и т.п.

В Швеции центром кружевоплетения стал город Водстена, где в местном монастыре жила св. Бригита по возвращении из Италии. После ее смерти в 1335 г. монахини не только унаследовали от нее искусство изготовления кружев, но и придали ему местный колорит — стали плести кружева из золотых и серебряных нитей. Дело в том, что в Скандинавии еще с древности было известно искусство вытягивания тончайшей проволоки из золота и серебра. Потом такими золотыми и серебряными нитями обвивали шелковые или льняные нитки и использовали их для вышивки.

Когда шведский король Карл IX уничтожил монастыри, пожилые монахини были вынуждены поселиться среди мирян, передав им и свое искусство.

Шведское кружево имело свои особенности: мастерицы делали его очень тонким, часто смешивая белую нитку с черной и используя преимущественно геометрический рисунок. Но дальше Водстены это ремесло не распространилось, и жители других регионов Швеции никогда не производили кружев на продажу.

БРЮГГСКОЕ