БРЮССЕЛЬСКОЕ КРУЖЕВО КРЮЧКОМ

Брюссель кружево

Брюссельское крючковое кружево – деликатная и богатая ткань, создающее впечатление рельефности всей композиции. Основа состоит из очень маленьких петель. Узоры разнообразны. Великолепные композиции по большей части заимствованы у природы: цветы, листья, лепестки.

Иногда при создании композиции данного типа кружева добавляются дополнительные элементы, такие как лепестки цветов, для того чтобы предать ей (композиции) трехмерный эффект.

Английское кружево

Это роскошное кружево имеет несколько характерных черт. Основа – брюссельское крючковое кружево. Сами узоры создаются при помощи бобин по технике Брюссельского атласного кружева. Элегантные композиции навеяны природой. Мы можем наблюдать гармоничное смешение огромного количества декоративных элементов: маленькие звездочки, миниатюрные колечки, рельефные изображения и маленькие отверстия для придания легкости ткани, все они одинаково хорошо созданы как при помощи коклюшек, так и при помощи крючков.

Старинное кружево Фландрии

Старинное кружево Фландрии не нужно путать со старинным фламандским кружевом ХVI-ХVII вв. Все коклюшечное кружево, созданное во Фландрии в те времена называлось «Старинное коклюшечное кружево Фландрии» (в английском обычно это звучит как «Фламандское коклюшечное кружево ХVI-ХVII вв.»

Сегодня «Старинное кружево Фландрии» относится к смешанному типу. Основа – крючковая, состоящая из довольно простых шестигранных петель, иногда их заменяли плетеной паутинкой.

Узоры создаются при помощи коклюшек, по большей части из цельных петель, со случайными вкраплениями прерывистых. В композиции мы можем видеть изображения цветов и веток. Все декоративные петли рельефные, созданные полностью при помощи коклюшек по крючковой технике.

Миланское кружево

Данный тип кружева не нужно путать с коклюшечным Миланским кружевом ХVII века. Основа создается крючком. Она состоит из шестигранных петель, идентичных тем, что используются при создании старинного фламандского кружева. Узоры формируются из плетеных нитей, созданных механически. В общем, вся композиция состоит из цветочных узоров, которые повторяются до тех пор, пока не будет создана цельная роскошная композиция. Также часто используются различные декоративные крючковые петли.

Кружево «Апплике»

Этот вид смешенного кружева характеризуется использованием легкой основы машинного плетения. Чудесные узоры создаются отдельно друг от друга по технологии цельного плетения, как при помощи коклюшек, так и при помощи крючков. В основном в композицию вплетаются изображения маленьких цветов, но также могут изображаться и люди или какие-нибудь предметы. Маленькие отверстия, петли и рельефы создаются как при помощи коклюшек, так и при помощи крючков. Посмотрев на изнаночную сторону изделия, мы можем увидеть, что плетение непрерывно на протяжении всей композиции, а узоры пришиты к ней.

Модели для вязания крючком с описанием и схемами

Вязание крючком — это увлекательное и интересное занятие, к тому же оно может быть полезным. В настоящее время любовь к вязанию крючком объединяет рукодельниц по всему миру. В России вязание крючком стало популярным видом рукоделия в 19 веке, а первыми изделями были, конечно, кружева.

Вязание крючком можно разделить на несколько видов: простое вязание, тунисское вязание длинным крючком, вязание на вилке, ирладское кружево (его еще называют гипюр или брюссельское кружево).

Многие мастерицы отдают предпочтение вязанию крючком из-за одного явного приемущества — быстрота вязания. К тому же вязаные крючком ажурные узоры смотрятся гораздо интереснее.

В данном разделе Вы найдете модели, схемы и описания вязаных работ крючком на любой вкус. Это и предметы одежды для женщин и детей, и различные предметы для дома, например, подушки, пледы и одеяла.

Брюссельское кружево: история и примеры

Прославленные на весь мир брюссельские кружева во все времена считались роскошью, хоть в работе мастерицы и не использовали золотых или серебряных нитей. Основой кружев была лишь тончайшая льняная нить, практически невидимая при прядении.

Изящнейшие элементы орнамента — чаще фантазийные, со стилизованными растительными элементами выполнялись отдельно. Соединение производилось тюлевым фоном — тонким неимоверно, или же связками (так соединяются мотивы в разновидности брюссельских кружев, именуемой «дюшесс»- кружево, не имеющее фона, в котором орнаменты соединяются непосредственно друг с другом).

Создание такого великолепия «из ничего» (шитые кружева очень метко были названы современниками «шитьём по воздуху») кажется чем-то сверхъестественным.

Работа над кружевами была очень кропотливой и малопродуктивной: для создания нескольких сантиметров кружева мастерице приходилось трудиться целый день, но совершенство технических приёмов в производстве ажуров поражает до сегодня.

Популярность брюссельского кружева за границей в прошлые века была невероятной! Кружевами украшали пышные многослойные туалеты придворных дам. В мужском костюме не только воротники и манжеты, но даже отвороты сапог и перевязь оружия дополнялась дорогим ажурным шитьём. Кружевом отделывали даже внутреннюю обивку карет королевских особ.

Увлечённость знати кружевами в Англии и Франции была чрезмерной, и объёмы средств, что шли в оплату драгоценных иностранных кружев, были ощутимым ударом по экономике. Чтобы стимулировать развитие кружевного дела внутри страны, в Англии запретили ввоз брюссельских кружев. Распространяемое контрабандой под видом английского, кружево из Брюсселя называли «англетер» (Point d’Angleterre). Брабантское кружево во многом подражало брюссельскому, во Франции (Mirecout), Англии (Honiton) плели кружево в этом стиле, но французское и английское кружево плелось из более плотной нити, оно более»плотное», «тяжеловесное», повторить изящество линий ажурного рисунка и добиться необходимой плотности переплетений в изделии в полной мере удавалось лишь брюссельским мастерицам.

Брюггское кружево, описание вязания крючком

В этой статье я расскажу о том, как вязать брюггское кружево и покажу основные приёмы техники брюгге. Готовый результат будет похож на вологодское кружево, но настоящие вологодские кружева плетутся на коклюшках, а для брюггского кружева нужен только крючок. Я встречала упоминания, что такая техника вязания кружев, кроме «брюгге», носит множество названий: брюссельское кружево, фламандское кружево, вологодская вилюшка. Не принципиально, как назвать, главное суметь связать. Техника выполнения подобных узоров не является сложной, если понятны основные принципы соединения тесьмы.

Выглядит изделие из брюггского кружева приблизительно так:

Это один из самых простых вариантов из существующего бесконечного множества комбинаций.
Основа брюггского кружева — это тесьма, чаще всего состоящая из четырёх столбиков с накидом. В более сложных изделиях могут использоваться и другие варианты тесьмы, но я буду рассматривать узоры на основе именно такой четырёхстолбиковой классической тесьмы. Узор формируется путём соединения арочек тесьмы.

Пряжу для работы следует выбирать тонкую, чтобы изделие было красивым и невесомым. И крючок, соответственно, тоже используется тонкий — 0,5 — 1,0 мм. А если вяжем одежду для кукол в технике брюггского кружева, то берите самый тонкий крючок, с каким вы только можете справиться, а нитки вообще можно использовать швейные.

ВП — воздушная петля,
ПСБН — полустолбик без накида,
СБН — столбик без накида,
ПССН — полустолбик с накидом,
ССН — столбик с накидом,
СС2Н — столбик с двумя накидами,
СС3Н — столбик с тремя накидами.

Начинаем вязать тесьму с цепочки из воздушных петель.
1 ряд. 10 ВП, ССН в седьмую петлю от крючка, 3 ССН по одному в каждую петлю цепочки, 6 ВП, повернуть вязание.
2 ряд. 4 ССН по одному в вершину каждого ССН предыдущего ряда, 6 ВП, повернуть вязание.
Далее повторять второй ряд до нужной длины.

Техника вязания простых вилюшек брюггского кружева

Когда тесьма изгибается, сворачивает в сторону, то вязать её требуется в этом месте с некоторыми модификациями. Ряд должен быть укорочен с той стороны, в которую нужно сделать изгиб. На следующем фото показано начало изгиба. В местах изгиба вяжем так: арочка из 6 ВП, затем СБН, ПССН, ССН, ССН. То есть в начале ряда столбик короткий, а в конце длинный и полноценный столбик с накидом. Скошенные ряды необходимы, чтобы тесьма не топорщилась, а ложилась ровно.

Если мы хотим сформировать поворот на 180 градусов, то таких скошенных рядов потребуется минимум 6. В следующем ряду мы вяжем: ССН, ССН, ПССН, СБН. И не забываем, конечно, между рядами делать арочки из 6 ВП.

Связали 6 модифицированных рядов. У нас три арочки смотрят в сторону изгиба. Теперь вяжем 3 ВП (не 6, как в обычной арочке, а только 3, то есть половину арочки).

Затем вводим крючок в три последних арочки, протягиваем через них петлю и вяжем СБН:

Теперь заканчиваем начатую арочку, вяжем 3 ВП и провязываем последний модифицированный ряд: СБН, ПССН, ССН, ССН:

После этого возвращаемся к вязанию обычных рядов, состоящих из четырёх ССН. Связали арочку из 6 ВП, связали 4 ССН, 3 ВП (это половинка арочки). Теперь нам нужно будет соединять новые арочки тесьмы с уже связанными. Вводим крючок в ту арочку, которая была последней перед началом вязания закругления, вытягиваем петлю, вяжем СБН:

Затем заканчиваем текущую арочку, вяжем 3 ВП и продолжаем тесьму — 4 ССН, 6 ВП арочки:

Таким образом вяжем, пока не соединим все внутренние арочки, то есть до момента начала формирования нового изгиба:

Соединённых арочек может быть любое количество, в зависимости от того, какой ширины изделие вам требуется.
Изгиб формируется точно так же, как мы вязали первый:

После завершения изгиба соединяем арки из ВП:

В результате всех операций получается вот такая лента, продолжать её нужно до необходимой длины:

Это была самая простая вилюшка. Если дизайн изделия предусматривает поворот не на 180 градусов, а на другой угол, то при выполнении изгиба вы будете скреплять между собой не 4 арочки, а 3 или вообще 2.

Теперь попробуем связать вилюшку немного посложнее с центром вв виде паутинки. Эта вилюшка больше по размеру, и для её выполнения нам потребуется тесьма с 14 скошенными рядами, можно посчитать по арочкам из ВП. 7 арок с укороченными рядами, а в самом начале 1 арка без укороченных рядов, эта арка тоже участвует в образовании вилюшки.

Сначала связать цепочку из 3-х ВП (половина арки), сделать 4 накида. Ввести крючок в 2 ближайшие арки, вытянуть петлю и провязать столбик с двумя накидами (это значит, что вы провязываете 2 накида из 4-х, находящихся на крючке. После этого на крючке остается петля от провязанного столбика с двумя накидами, 2 накида, оставщиеся от 4-х и первая рабочая петля:

Делаем ещё 2 накида, вводим крючок в следующие 2 арки, провязываем СС2Н, на крючке 2 петли от столбиков, 2 накида и рабочая петля:

Повторяем то же самое со следующими двумя арками. Сделать 2 накида, ввести крючок в две арки, провязать СС2Н:

Последнюю арку не объединяем, делаем 2 накида, вводим в ОДНУ арку крючок, вяжем СС2Н:

И теперь завершаем паутинку. Провязываем СС2Н из тех петель и накидов, которые остались на крючке. Делаем 3 ВП, которые завершат начатую арку, и выполняем укороченный ряд тесьмы — СБН, ПССН, ССН, ССН. Поворачиваем вязание и провязываем 1 ряд не укороченным: 6 ВП, 4 ССН.

И последний завершающий шаг — соединение с самой первой аркой:

На этом вилюшка с паутинкой в центре закончена. Это самая маленькая вилюшка с паутинкой. В природе бывают вилюшки большего размера, для них вам нужно будет связать больше рядов, сделать больше арочек, окружность получится бОльшего размера, и накидов для паутинки придётся делать не 4 в самом начале, а 6. То есть в центр паутинки будут сходиться не столбики с двумя накидами, как мы вязали, а столбики с тремя накидами.

Брюггское кружево предусматривает различные варианты соединения элементов. Самый простой вариант мы уже разобрали — это когда просто две арочки из воздушных петель соединяются столбиком без накида. Можно две арочки соединять полустолбиком с накидом или столбиком с накидом. Можно даже столбиком с двумя накидами, с тремя накидами, нужно смотреть по ситуации, что лучше подходит для узора.

Есть ещё один простой и часто используемый способ соединения 4-х арок крестообразными столбиками. В готовом изделии это выглядит вот так:

БРЮССЕЛЬСКОЕ КРУЖЕВО КРЮЧКОМ